Начало > Эко новости > Древнейший в мире "кровосос" нашелся в Ливане

Древнейший в мире "кровосос" нашелся в Ливане

08/12/2023 00:17 / 👁 309 / Источник / Поделиться:
Международная команда палеонтологов при изучении ливанского янтаря обнаружила и описала древнее насекомое, застывшее в смоле порядка 125 миллионов лет назад. Фото: Azar et al., doi: 10.1016/j.cub.2023.10.047. Фото: Azar et al., doi: 10.1016/j.cub.2023.10.047.

Идентификация вида позволила установить, что в руки ученых попал древнейший образец комара.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology, а коротко о нем рассказывает Sci News. Останки насекомого были обнаружены в янтаре возрастом 125 миллионов лет, происхождением из Ливана. Палеонтологи определили, что застывшее в смоле насекомое представляет собой новый вид, причем обладающий уникальными особенностями. Это оказались древнейшие комары, вооруженные острыми челюстями.

Изучение челюстей позволило установить, что древние комары были гематофагами, то есть существами, пьющими кровь других существ. В современном мире одними из самых гематофагов (кровопьющих) среди насекомых являются самки комаров. Они входят в обширное и разнообразное семейство Culicidae, насчитывающее около 3600 видов мелких существ.

Найденное в янтаре насекомое получило название Libanoculex intermedius. Всего было обнаружено два таких существа. Ученые выяснили, что оба они были самцами. Однако изучение их ротового аппарата показало, что они питались кровью. Это важное открытие, доказывающее, что в юрский период самцы комаров тоже обладали способностью пить кровь, как и самки.

Раньше подобные предположения существовали в теории, а ученые не могли определить тот временной отрезок в истории, когда эволюционирующие насекомые внутри своих видов разделились на гематофагов и нектароядных. Идентификация древних комаров причислила их к семейству Culicidae, но классифицировала как новое, ныне вымершее подсемейство комаров Libanoculicinae.

"Изученный ливанский янтарь на сегодняшний день является старейшим янтарем с интенсивными биологическими включениями, - говорит доктор Дэни Азар, палеонтолог из Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук и Ливанского университета. - Это очень важный материал, так как его образование восходит ко времени появления и начала распространения цветковых растений со всеми вытекающими последствиями совместной эволюции опылителей и цветковых".

До сих пор древнейшим считался комар возрастом около 30 миллионов лет, то есть предыдущий рекорд побит значительно. Открытие также предполагает, что уже в то время комары были гематофагами, причем как самки, так и самцы.